Карта рисков

Область маркетинга и тарифной политики
Область развития
Область безопасности движения
Область технико-технологического обеспечения производства продукции, выполнения работ, оказания услуг
Область производства продукции, выполнения работ и оказания услуг
Область общественных связей
Область безопасности
Область управления персоналом
Область финансово-экономического управления ресурсами
1. Снижение объема перевозок во внутригосударственном сообщении (снижение пассажиропотока)
Владелец риска Управление маркетинга и Тарифной политики
Описание риска Снижение объема перевозок во внутригосударственном сообщении (снижение пассажиропотока)
Категория риска по области возникновения Рыночный риск
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Случайный/критический
Уровень приемлемости риска Недопустимый
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска
  • Реализация Маркетинговой и Конкурентной стратегии для удержания пассажиров и привлечения новых пассажиров с альтернативных видов транспорта (в том числе и личного автотранспорта).
  • Расширение полигона системы управления доходностью (100 %-ный охват поездов во внутригосударственном регулярном сообщении, за исключением социально значимых поездов) – динамическое ценообразование применяется на 650 поездах 364 маршрутов.
  • Оптимизация расписания движения поездов (более удобное для пассажиров), включая их ускорение.
  • Разработка и продвижение новых маршрутов.
  • Обновление подвижного состава.
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска
  • Применение оптимальной Тарифной политики (применение маркетинговых акций как в регулируемом, так и в дерегулированном сегментах перевозок).
  • Развитие взаимоотношений с клиентами в рамках Программы лояльности (при взаимоотношении с физическими лицами, корпоративными клиентами и студентами).
Реализовался ли риск в 2016 году Нет
2. Снижение объема перевозок в международном сообщении (снижение пассажиропотока)
Владелец риска Управление маркетинга и Тарифной политики
Описание риска Снижение объема перевозок в международном сообщении (снижение пассажиропотока)
Категория риска по области возникновения Рыночный риск
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Редкий/критический
Уровень приемлемости риска Нежелательный
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска
  • Применение динамического ценообразования.
  • Оптимизация расписания движения международных поездов, включая их ускорение.
  • Разработка и продвижение новых маршрутов.
  • Обновление подвижного состава.
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска Применение различных маркетинговых инициатив (специальные тарифы на проезд в поездах дальнего следования международного сообщения).
Реализовался ли риск в 2016 году Нет
3. Изменение предпочтений пассажиров в выборе средств поездки в пользу альтернативных видов транспорта
Владелец риска Управление маркетинга и Тарифной политики
Описание риска Переориентация пассажиров на другие виды транспорта, что приводит к снижению объема перевозок во внутригосударственном и международном сообщении (снижение пассажиропотока) и изменению доли рынка АО «ФПК» (с 2012 по 2016 год падение доли рынка во внутригосударственном сообщении составило 11 п. п.)
Категория риска по области возникновения Рыночный риск
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Случайный/критический
Уровень приемлемости риска Недопустимый
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска
  • Использование инновационного подвижного состава.
  • Реализация Маркетинговой и Конкурентной стратегии для удержания пассажиров и привлечения новых пассажиров с альтернативных видов транспорта (в том числе и личного автотранспорта).
  • Расширение полигона системы управления доходностью во внутригосударственном сообщении (100 %-ный охват поездов во внутригосударственном регулярном сообщении, за исключением социально значимых поездов) – динамическое ценообразование применяется на 650 поездах 364 маршрутов.
  • Применение динамического ценообразования в поездах международного сообщения.
  • Оптимизация расписания движения поездов (более удобное для пассажиров), включая их ускорение.
  • Разработка и продвижение новых маршрутов.
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска
  • Применение оптимальной Тарифной политики (применение маркетинговых акций как в регулируемом, так и в дерегулированном сегментах перевозок).
  • Развитие взаимоотношений с клиентами в рамках Программы лояльности (при взаимоотношении с физическими лицами, корпоративными клиентами и студентами).
Реализовался ли риск в 2016 году Нет
4. Повышение тарифов в регулируемом сегменте темпами, отличными от заложенных в Стратегии, без компенсации со стороны государства
Владелец риска Управление маркетинга и Тарифной политики
Описание риска Повышение тарифов в регулируемом сегменте темпами, отличными от заложенных в Стратегии, без компенсации со стороны государства
Категория риска по области возникновения Регуляторный риск
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Вероятный/критический
Уровень приемлемости риска Недопустимый
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска
  • Снижение объема убыточных перевозок.
  • Изменение ставки НДС.
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска
  • Изменение периодичности (отмена поездов).
  • Снижение ставки НДС с 18 до 10 %.
Реализовался ли риск в 2016 году Частично
5. Снижение доли рынка АО «ФПК» вследствие развития конкуренции
Владелец риска Управление маркетинга и Тарифной политики
Описание риска Снижение доли рынка АО «ФПК» вследствие развития конкуренции и изменения предпочтения потребителей (с 2012 по 2016 год падение доли рынка во внутригосударственном сообщении составило 11 п. п.)
Категория риска по области возникновения Рыночный риск
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Случайный/критический
Уровень приемлемости риска Недопустимый
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска
  • Использование инновационного подвижного состава.
  • Реализация Маркетинговой и Конкурентной стратегии для удержания пассажиров и привлечения новых пассажиров с альтернативных видов транспорта (в том числе и личного автотранспорта).
  • Расширение полигона системы управления доходностью во внутригосударственном сообщении (100 %-ный охват поездов во внутригосударственном регулярном сообщении, за исключением социально значимых поездов) – динамическое ценообразование применяется на 650 поездах 364 маршрутов.
  • Применение динамического ценообразования в поездах международного сообщения.
  • Оптимизация расписания движения поездов, включая их ускорение.
  • Разработка и продвижение новых маршрутов.
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска
  • Применение оптимальной Тарифной политики (применение маркетинговых акций как в регулируемом, так и в дерегулированном сегментах перевозок).
  • Развитие взаимоотношений с клиентами в рамках Программы лояльности (при взаимоотношении с физическими лицами, корпоративными клиентами и студентами).
Реализовался ли риск в 2016 году Нет
6. Усиление государственной поддержки воздушного транспорта
Владелец риска Управление маркетинга и Тарифной политики
Описание риска Снижение объема железнодорожных перевозок в дерегулированном секторе перевозок (снижение пассажиропотока)
Категория риска по области возникновения Регуляторный риск
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Случайный/критический
Уровень приемлемости риска Недопустимый
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска
  • Реализация Маркетинговой и Конкурентной стратегии для удержания пассажиров и привлечения новых пассажиров с альтернативных видов транспорта (в том числе и личного автотранспорта).
  • Расширение полигона системы управления доходностью (100 %-ный охват поездов во внутригосударственном регулярном сообщении, за исключением социально значимых поездов) – динамическое ценообразование применяется на 650 поездах 364 маршрутов.
  • Разработка Концепции долгосрочного государственного регулирования межрегиональных пассажирских перевозок и законопроекта «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации».
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска
  • Применение оптимальной Тарифной политики (применение маркетинговых акций как в регулируемом, так и в дерегулированном сегментах перевозок).
  • Развитие взаимоотношений с клиентами в рамках Программы лояльности (при взаимоотношении с физическими лицами, корпоративными клиентами и студентами).
  • Принятие Концепции долгосрочного государственного регулирования межрегиональных пассажирских перевозок и законопроекта «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации».
Реализовался ли риск в 2016 году Нет
7. Утечка персональных данных участников Программы лояльности
Владелец риска Управление маркетинга и Тарифной политики, Отдел Программы лояльности
Описание риска Обращение в суд участников Программы с жалобами о нарушении закона № 152-ФЗ «О персональных данных»
Категория риска по области возникновения Репутационный риск
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Редкий/незначительный
Уровень приемлемости риска Не принимаемый в расчет
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска
  • Шифрование каналов передачи информации с corporate site.
  • Сертификация системы АСУ МД.
  • СМС-подтверждение входа в Личный кабинет.
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска Начисление компенсационных баллов Программы лояльности.
Реализовался ли риск в 2016 году Нет
8. Недостижение запланированных показателей эффективности инвестиционных проектов при реализации Инвестиционной программы
Владелец риска Управление инвестиционной деятельности
Описание риска Увеличение сроков окупаемости проектов в связи с увеличением размера инвестиций, сроков реализации проекта и планируемых эксплуатационных расходов, а также снижение запланированных доходов
Категория риска по области возникновения Инвестиционный риск
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Частый/критический
Уровень приемлемости риска Недопустимый
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска
  • Мониторинг эффективности эксплуатации созданного основного средства.
  • Выбор поставщика создаваемого основного средства с применением конкурсных процедур.
  • Закрепление в договоре ответственности поставщика за своевременность поставки и качество создаваемого основного средства.
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска Подготовка Плана мероприятий по повышению эффективности эксплуатации созданного основного средства.
Реализовался ли риск в 2016 году Частично
9. Отставание технико-экономических и эксплуатационных характеристик пассажирского подвижного состава от мирового уровня
Владелец риска Управление вагонного хозяйства
Описание риска
  • Отсутствие возможности увеличения скоростей движения подвижного состава по инфраструктуре ОАО «РЖД».
  • Содержание бóльшего количества вагонов в приписном парке Компании.
  • Необеспечение вывоза пассажиров.
Категория риска по области возникновения Научно-технический, технологический и производственный риск
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Вероятный/несущественный
Уровень приемлемости риска Нежелательный
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска
  • Развитие инфраструктуры ОАО «РЖД» в части увеличения маршрутных скоростей движения.
  • Увеличение финансирования на приобретение инновационного подвижного состава.
  • Формирование технических требований на вновь разрабатываемый и модернизируемый подвижной состав.
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска
  • Увеличение объемов приобретения нового подвижного состава.
  • Своевременное проведение плановых видов ремонта и технического обслуживания.
Реализовался ли риск в 2016 году Нет
10. Неэффективное управление стратегическими проектами
Владелец риска Управление стратегического развития и корпоративного строительства, Отдел проектного управления
Описание риска Риск неэффективного управления стратегическими проектами приведет к нереализации стратегических проектов
Категория риска по области возникновения Управленческий риск
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Маловероятный/незначительный
Уровень приемлемости риска Не принимаемый в расчет
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска
  • Совершенствование методологии проектного управления.
  • Привлечение человеческих ресурсов для реализации стратегических проектов.
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска Негативного влияния от реализации риска не будет.
Реализовался ли риск в 2016 году Нет
11. Нарушение правил безопасности движения
Владелец риска Управление вагонного хозяйства
Описание риска Нарушение графика движения пассажирских поездов, а также иные последствия, связанные с нарушением безопасности движения (крушения, аварии и т. д.)
Категория риска по области возникновения Научно-технический, технологический и производственный риск
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Частый/несущественный
Уровень приемлемости риска Нежелательный
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска Реализация Плана мероприятий по повышению уровня организации обеспечения безопасности движения поездов и достижению установленных целевых показателей снижения аварийности в АО «ФПК» на 2017 год, утвержденный АО «ФПК» 29 декабря 2016 г. № ФПК-618.
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска
  • Предъявление требований к подрядчикам и субподрядчикам по соблюдению ими Политики в области безопасности движения при выполнении работ для АО «ФПК».
  • Повышение персональной и коллективной ответственности сотрудников АО «ФПК» за обеспечение безопасности движения.
Реализовался ли риск в 2016 году Частично
12. Пожарная безопасность
Владелец риска Управление эксплуатации и развития объектов производства
Описание риска Травмирование, гибель людей, материальный ущерб от пожаров
Категория риска по области возникновения Научно-технический, технологический и производственный риск
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Частый/незначительный
Уровень приемлемости риска Допустимый
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска
  • Реализация Эксплуатационной программы пожарной безопасности, включающей в себя:
    • централизованные договоры по пожарно-профилактической работе и ликвидации чрезвычайных ситуаций, техническое обслуживание систем противопожарной защиты;
    • закупку и обслуживание первичных средств пожаротушения;
    • замеры давления сетей внутреннего и наружного противопожарного водопровода;
    • огнезащиту металлических и деревянных конструкций.
  • Реализация Инвестиционной программы пожарной безопасности по оснащению стационарных объектов АО «ФПК» системами противопожарной защиты.
  • Реализация Плана организационно-технических мероприятий.
  • Проверки, ревизии.
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска Локализация и тушение пожара в соответствии с Объектовыми планами тушения пожаров и действующим договором с ФГП ВО ЖДТ России на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и тушение пожаров на объектах АО «ФПК».
Реализовался ли риск в 2016 году Частично
13. Промышленная безопасность
Владелец риска Управление эксплуатации и развития объектов производства
Описание риска Авария или инцидент на опасном производственном объекте
Категория риска по области возникновения Научно-технический, технологический и производственный риск
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Маловероятный/незначительный
Уровень приемлемости риска Не принимаемый в расчет
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска
  • Реализация Эксплуатационной программы промышленной безопасности (экспертиза промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств).
  • Реализация Инвестиционной программы промышленной безопасности (замена технических устройств, выработавших нормативный срок службы).
  • Реализация Планов организационно-технических мероприятий.
  • Разработка ПЛАС.
  • Разработка ПЛАРН.
  • Проверки, ревизии, аттестация.
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска
  • Заключение договоров по аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления.
  • Заключение договоров с профессиональными аварийно-спасательными формированиями.
  • Действующий договор на ликвидацию чрезвычайных ситуаций с ФГП ВО ЖДТ России.
Реализовался ли риск в 2016 году Нет
14. Экологическая безопасность
Владелец риска Управление эксплуатации и развития объектов производства
Описание риска
  • Административные взыскания и штрафы на организацию и должностных лиц, сверхнормативные платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
  • Административное приостановление деятельности, загрязнение окружающей среды.
  • Сверхнормативное негативное воздействие производственной деятельности на окружающую среду, загрязнение почв, сточных вод и ущерб канализационным сетям в результате разлива нефтепродуктов, повреждения очистных сооружений
Категория риска по области возникновения Экологический риск
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Частый/незначительный
Уровень приемлемости риска Допустимый
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска
  • Реализация Эксплуатационной программы по экологической безопасности.
  • Реализация инвестиционных проектов, имеющих экологический эффект.
  • Реализация Планов организационно-технических мероприятий.
  • Проверки, ревизии, обучение.
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска
  • Действующий договор на ликвидацию чрезвычайных ситуаций с ФГП ВО ЖДТ России.
  • Планы локализации и ликвидации аварийных ситуаций.
  • Планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
  • Регламент взаимодействия АО «ФПК», Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту и других причастных ведомств при обнаружении радиоактивных веществ, иных источников ионизирующего излучения, превышающего естественный уровень радиационного фона, и опасных веществ в вагонах пассажирских поездов дальнего следования, пересекающих государственную границу Российской Федерации.
Реализовался ли риск в 2016 году Частично
15. Административные взыскания и штрафы
Владелец риска Управление эксплуатации и развития объектов производства
Описание риска
  • Административные взыскания и штрафы на организацию и должностных лиц.
  • Административное приостановление деятельности объекта
Категория риска по области возникновения Научно-технический, технологический и производственный риск
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Частый/незначительный
Уровень приемлемости риска Допустимый
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска
  • Реализация Эксплуатационных программ пожарной, промышленной и экологической безопасности.
  • Реализация Инвестиционной программы промышленной безопасности.
  • Реализация Планов организационно-технических мероприятий.
  • Проверки, ревизии, аттестация, зачеты.
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска
  • Регламент взаимодействия АО «ФПК», Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту и других причастных ведомств при обнаружении радиоактивных веществ, иных источников ионизирующего излучения, превышающего естественный уровень радиационного фона, и опасных веществ в вагонах пассажирских поездов дальнего следования, пересекающих государственную границу Российской Федерации.
  • Действующий договор на ликвидацию чрезвычайных ситуаций с ФГП ВО ЖДТ России.
  • Объектовые планы тушения пожаров.
  • Планы локализации и ликвидации аварийных ситуаций.
  • Планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Реализовался ли риск в 2016 году Частично
16. Производственный травматизм
Владелец риска Отдел охраны труда
Описание риска Риск возникновения случаев травмирования сотрудников связан с отсутствием контроля за выполнением требований охраны труда и технологических процессов, а также за соблюдением требований нормативно-технической документации по охране труда.
Категория риска по области возникновения Риск производственного травматизма
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Частый/несущественный
Уровень приемлемости риска Нежелательный
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска Проведение профилактических мероприятий по охране труда (инструктажи, обучение безопасным методам труда и т. д.).
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска Оплата больничных листов и денежных выплат пострадавшим в соответствии с законодательством России.
Реализовался ли риск в 2016 году Частично
17. Инфраструктурные ограничения
Владелец риска Управление организации перевозок
Описание риска Уменьшение объемов перевозок АО «ФПК» из-за отсутствия удобного расписания для пассажиров, уход на альтернативные виды транспорта
Категория риска по области возникновения Научно-технический, технологический и производственный риск
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Редкий/незначительный
Уровень приемлемости риска Не принимаемый в расчет
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска Реализация Программы повышения маршрутных скоростей пассажирских поездов дальнего следования на период 2017–2022 годов, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2016 г. № 2028.
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска Подача запроса в ОАО «РЖД» на разработку графика движения поездов с учетом их ускорения.
Реализовался ли риск в 2016 году Частично
18. Дефицит парка пассажирских вагонов
Владелец риска Управление вагонного хозяйства
Описание риска
  • Необеспечение вывоза пассажиров.
  • Снижение объемов перевозок
Категория риска по области возникновения Инвестиционный риск
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Случайный/существенный
Уровень приемлемости риска Нежелательный
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска
  • Увеличение объемов восполнения подвижного состава (приобретение +КВР).
  • Проведение досрочного ремонта плацкартных вагонов.
  • Проведение технического обслуживания и деповского ремонта плацкартных вагонов с истекающим сроком службы для их использования в пик перевозок.
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска Замена плацкартных вагонов другими типами подвижного состава.
Реализовался ли риск в 2016 году Нет
19. Снижение качества ремонта пассажирских вагонов
Владелец риска Управление вагонного хозяйства
Описание риска Неосуществление контроля над качеством предоставляемых контрагентами услуг и выполнением условий договоров по ремонту вагонов
Категория риска по области возникновения Научно-технический, технологический и производственный риск
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Частый/незначительный
Уровень приемлемости риска Допустимый
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска
  • Выполнение ежемесячного анализа надежности и качества.
  • Выполнение задания по снижению текущего отцепочного ремонта.
  • Осуществление проверок филиалов и контрагентов по исполнению договорных обязательств.
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска
  • Разработка мероприятий, направленных на оперативное решение допущенных нарушений.
  • Повышение требований и ответственности (в том числе увеличение штрафных санкций) к контрагентам в заключаемых договорах.
Реализовался ли риск в 2016 году Частично
20. Отставание уровня клиентоориентированности персонала АО «ФПК» от конкурентов
Владелец риска Управление обслуживания пассажиров
Описание риска Снижение пассажиропотока (выбор иного вида транспорта)
Категория риска по области возникновения Риск в сфере трудовых ресурсов
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Маловероятный/существенный
Уровень приемлемости риска Допустимый
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска
  • Изменение системы обучения (как для вновь принимаемых сотрудников, так и при повышении квалификации).
  • Организация специализированных тренингов с участием психологов.
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска
  • Подготовка по профессиям в учебных заведениях, внесенных в перечень АО «ФПК», имеющих лицензию на образовательную деятельность по программам обучения, согласованным АО «ФПК».
  • Участие представителей АО «ФПК» в квалификационных экзаменах.
Реализовался ли риск в 2016 году Нет
21. Снижение удовлетворенности пассажиров в связи с некачественным обслуживанием со стороны бизнес- единиц холдинга «РЖД», входящих в цепочку обслуживания пассажира
Владелец риска Управление обслуживания пассажиров
Описание риска Снижение пассажиропотока (выбор иного вида транспорта)
Категория риска по области возникновения Репутационный риск
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Вероятный/незначительный
Уровень приемлемости риска Допустимый
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска
  • Реализация Мотивационных программ («Классные звания», «Персональные оклады», «Паспорт доверия»).
  • Организация профессионального обучения и получения сотрудниками профессионального образования.
  • Привлечение в летний период представителей студенческих отрядов проводников.
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска
  • Проведение специализированных тренингов (TWI и иные программы).
  • Организация программ поддержки молодежи.
Реализовался ли риск в 2016 году Нет
22. Возникновение неудовлетворенности от деятельности АО «ФПК» в обществе
Владелец риска Центр корпоративных коммуникаций
Описание риска
  • Снижение уровня удовлетворенности или полная неудовлетворенность пассажиров деятельностью АО «ФПК» может привести к отказу населения от использования пассажирских поездов как на отдельных маршрутах, так и в целом по стране. Переход населения на использование автомобильного и воздушного транспорта.
  • Реализация данного риска может привести к серьезным финансовым потерям, вплоть до ликвидации Компании как убыточной
Категория риска по области возникновения Репутационный риск
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Частый/незначительный
Уровень приемлемости риска Допустимый
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска
  • Для правильного взаимодействия руководителей структурных подразделений Компании со СМИ разработано детальное Положение о взаимодействии руководителей структурных подразделений АО «ФПК» с представителями СМИ (№ 536 от 24 мая 2016 г.).
  • До сотрудников, взаимодействующих со СМИ, доведен Приказ РЖД «О системе информационного реагирования ОАО «РЖД» на нештатные ситуации (№ 1 от 9 января 2017 г.).
  • Для сотрудников поездных бригад АО «ФПК» разработана Памятка о действиях фронтлайн- персонала холдинга «РЖД» при проведении фото- и видеосъемок представителями СМИ (№ СХ-169 от 11 января 2017 г.).
  • Разработана и утверждена специальная Инструкция для руководителей структурных подразделений АО «ФПК» – Порядок реагирования на типовые информационные угрозы в АО «ФПК» (№ ФПК-519 от 21 ноября 2015 г.).
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска
    В настоящий момент ведется мониторинг негативных инцидентов, связанных с Компанией и ее сотрудниками не только в СМИ, но и в социальных сетях.
Реализовался ли риск в 2016 году Нет
23. Снижение уровня деловой репутации
Владелец риска Центр корпоративных коммуникаций
Описание риска Падение деловой репутации может стать причиной снижения кредитного рейтинга, что может вызвать рост процентных ставок по кредитам и даже полный отказ в кредитовании Компании
Категория риска по области возникновения Репутационный риск
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Частый/незначительный
Уровень приемлемости риска Допустимый
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска Для снижения уровня риска потери деловой репутации, а также в соответствии с требованием ФАС России Центр корпоративных коммуникаций АО «ФПК» публикует (раскрывает) на официальном сайте Компании финансовую отчетность: годовую, годовую бухгалтерскую отчетность, консолидированную финансовую отчетность АО «ФПК» и ежеквартальную отчетность эмитента.
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска
  • Участие в отраслевых выставках и конференциях, проведение укрепляющих имидж-мероприятий с целью формирования позитивной внешней оценки Компании в экспертном сообществе.
  • Мониторинг уровня лояльности потребителей к деятельности АО «ФПК» (инициирование и поддержание обратной связи с пассажирами).
  • Мониторинг негативных сообщений о деятельности Компании в информационном пространстве и оперативное антикризисное реагирование.
  • Мониторинг деятельности конкурентов – ключевых участников рынка транспортных услуг в авиационной, автомобильной и железнодорожной сфере. Обеспечение полноценного присутствия Компании в информационном поле. Генерирование собственного позитивного информационного потока.
Реализовался ли риск в 2016 году Нет
24. Угроза террористических актов
Владелец риска Управление транспортной безопасности
Описание риска Акт незаконного вмешательства – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий
Категория риска по области возникновения Научно-технический, технологический и производственный риск
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Частый/незначительный
Уровень приемлемости риска Допустимый
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска Реализация Планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств АО «ФПК».
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска Своевременное информирование об угрозах и оказание содействия федеральным органам исполнительной власти в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, установлении причин и условий, способствующих их совершению.
Реализовался ли риск в 2016 году Нет
25. Разглашение конфиденциальной и инсайдерской информации Компании
Владелец риска Управление корпоративной безопасности
Описание риска
  • Получение третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, конфиденциальную информацию или иную инсайдерскую информацию.
  • Передача конфиденциальной и инсайдерской информации Компании третьим лицам.
  • Проход посторонних лиц в помещения АО «ФПК» с целью кражи рабочих материалов и личных вещей сотрудников
Категория риска по области возникновения Управленческий риск
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Частый/незначительный
Уровень приемлемости риска Допустимый
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска
  • Проверка соблюдения требований локальных нормативных актов АО «ФПК» в области защиты конфиденциальной и инсайдерской информации Компании.
  • Проведение профилактических мероприятий.
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска Проведение служебных расследований по фактам утечки информации с привлечением дисциплинарной/административной ответственности виновных лиц.
Реализовался ли риск в 2016 году Частично
26. Коррупционный риск
Владелец риска Управление корпоративной безопасности
Описание риска
  • Злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями.
  • Коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами (экономический ущерб, финансовые потери, репутационные риски АО «ФПК»)
Категория риска по области возникновения Управленческий риск
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Частый/незначительный
Уровень приемлемости риска Допустимый
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска
  • Доведение до сотрудников АО «ФПК» положений антикоррупционного законодательства Российской Федерации и внутренних документов АО «ФПК» о противодействии коррупции.
  • Проведение разъяснительной работы, направленной на недопущение сотрудниками АО «ФПК» служебного поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дать взятку, либо как согласие принять взятку, либо как просьбу о даче взятки.
  • Проведение среди сотрудников АО «ФПК» информационно-разъяснительных мероприятий о требованиях в области противодействия и предупреждения коррупции и об ответственности за коррупционные нарушения, проведение учебно-методических семинаров по основам противодействия коррупции, разработка и распространение полиграфической продукции антикоррупционной направленности.
  • Проведение разъяснительной работы, направленной на формирование у сотрудников АО «ФПК» негативного отношения к преподнесению им подарков в связи с их служебным положением или исполнением ими должностных обязанностей.
  • Проверка соблюдения сотрудниками АО «ФПК» обязанностей, установленных в целях противодействия и предупреждения коррупции, в том числе в части получения подарков и уведомления о фактах склонения к совершению коррупционных нарушений.
  • Сотрудничество с правоохранительными органами при реализации мероприятий по противодействию коррупции. Проведение совместных проверок.
  • Обеспечение возможности оперативного представления сотрудникам АО «ФПК», гражданам и сторонним организациям информации о фактах коррупции посредством горячей линии безопасности.
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска Взаимодействие с правоохранительными и судебными органами в целях возмещения ущерба АО «ФПК».
Реализовался ли риск в 2016 году Частично
27. Возникновение социальной напряженности среди персонала
Владелец риска Управление персонала и социального развития
Описание риска
  • Подрыв имиджа Компании.
  • Обращения сотрудников в различные инстанции
Категория риска по области возникновения Социальный риск
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Частый/незначительный
Уровень приемлемости риска Допустимый
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска
  • Проведение рабочих собраний с трудовыми коллективами.
  • Проведение Дня информирования работников АО «ФПК».
  • Разработка в АО «ФПК» Порядка проведения реорганизации структурных подразделений филиалов АО «ФПК».
  • Проведение проверок соблюдения требований трудового законодательства в структурных подразделениях филиалов АО «ФПК».
  • Взаимодействие с региональными Центрами занятости населения с целью дальнейшего трудоустройства персонала.
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска
  • Проведение рабочих собраний с трудовыми коллективами.
  • Ежемесячный контроль за ходом мероприятий по высвобождению персонала и урегулированию трудовых отношений с высвобождаемыми сотрудниками.
Реализовался ли риск в 2016 году Частично
28. Риск возникновения дефицита высококвалифицированного персонала
Владелец риска Управление персонала и социального развития
Описание риска Несвоевременная подготовка квалифицированного персонала:
  • увеличение количества жалоб пассажиров;
  • отказ технических средств;
  • рост сверхурочных часов
Категория риска по области возникновения Риск в сфере трудовых ресурсов
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Частый/незначительный
Уровень приемлемости риска Допустимый
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска
  • Повышение квалификации сотрудников, связанных с движением поездов, не реже одного раза в три года.
  • Своевременная подготовка и привлечение студенческих отрядов на период летних пассажирских перевозок с целью недопущения сверхурочных часов.
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска Подготовка по профессиям проводится строго в учебных заведениях, внесенных в перечень АО «ФПК» и имеющих лицензию на образовательную деятельность и участие представителей АО «ФПК» в квалификационных экзаменах, проведение тренингов.
Реализовался ли риск в 2016 году Частично
29. Опережающий рост цен поставщиков и затрат на обеспечение пассажирских перевозок в дальнем следовании выше роста тарифов на перевозки
Владелец риска Управление экономики
Описание риска Фактическая потребность в денежных средствах на обеспечение перевозочного процесса не соответствует доходам Компании
Категория риска по области возникновения Рыночный риск
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Частый/незначительный
Уровень приемлемости риска Допустимый
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска
  • Введение «твердых» цен при заключении договоров на срок более года или формулы изменения единичных расценок, привязанных к фактической инфляции.
  • Формирование бюджета ниже уровня инфляции на основании индексов, установленных в холдинге «РЖД» (пример, исх. № 18868 от 14 октября 2016 г.).
  • Отказ от заключения договоров с привязкой к валютным курсам, пересмотр текущих валютных контрактов.
  • Доведение контрольных параметров до филиалов в части предельного уровня роста цен по децентрализованным договорам.
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска
  • Разработка Плана секвестирования и оптимизации затрат или изменения программ, реализуемых АО «ФПК» (отмена поездов, Программа ремонтов и др.).
  • Перевод административного персонала на сокращенный рабочий день.
  • Внесение изменений в утвержденные бюджетные параметры.
Реализовался ли риск в 2016 году Нет
30. Валютный риск
Владелец риска Финансовое управление
Описание риска Риск роста расходов АО «ФПК» по договорам и контрактам, номинированным в иностранной валюте
Категория риска по области возникновения Финансовый риск
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Случайный/незначительный
Уровень приемлемости риска Допустимый
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска
  • Хеджирование платежей в иностранной валюте с использованием производных финансовых инструментов.
  • Пересмотр условий договоров, номинированных в иностранной валюте.
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска
Реализовался ли риск в 2016 году Нет
31. Процентный риск
Владелец риска Финансовое управление
Описание риска Риск роста процентных ставок по привлеченным и привлекаемым заемным средствам
Категория риска по области возникновения Финансовый риск
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Редкий/незначительный
Уровень приемлемости риска Не принимаемый в расчет
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска
  • Получение кредитных рейтингов ведущих международных рейтинговых агентств.
  • Пересмотр процентных ставок по кредитным соглашениям (по соглашению сторон).
  • В 2016 году основной фактор риска ликвидирован: в результате дебютного размещения облигаций на ММВБ АО «ФПК» рефинансировало долг по кредитному соглашению с Банком ВТБ (ПАО), погасив 2,7 млрд руб. 15 июня 2016 г. и заменив купонными выплатами из расчета 9,95 % годовых.
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска
Реализовался ли риск в 2016 году Нет
32. Риск ликвидности
Владелец риска Финансовое управление
Описание риска Риск, связанный с угрозами и возможностями в области управления свободными денежными средствами АО «ФПК» (риск неплатежеспособности, риск кассовых разрывов)
Категория риска по области возникновения Финансовый риск
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Крайне редкий/несущественный
Уровень приемлемости риска Допустимый
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска
  • Ежедневное планирование платежей АО «ФПК».
  • Размещение свободных денежных средств на депозиты с правом досрочного расторжения.
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска Привлечение кредитов, досрочное расторжение сделок по депозитам.
Реализовался ли риск в 2016 году Нет
33. Кредитный риск
Владелец риска Финансовое управление
Описание риска Риск неисполнения контрагентами своих обязательств перед АО «ФПК» по заключенным контрактам/договорам
Категория риска по области возникновения Финансовый риск
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Крайне редкий/критический
Уровень приемлемости риска Нежелательный
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска
  • Применение типовых условий расчетов, направленных на минимизацию авансовых платежей и предварительную оплату оказанных контрагентам услуг.
  • Предъявление к рисковым группам контрагентов требований о предоставлении банковских гарантий обеспечения исполнения обязательств перед АО «ФПК».
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска
Реализовался ли риск в 2016 году Нет
34. Резкое снижение объемов субсидирования
Владелец риска Финансовое управление
Описание риска Риск значительного недополучения государственной финансовой поддержки (субсидий)
Категория риска по области возникновения Финансовый риск
Уровень вероятности реализации риска / уровень тяжести последствий Редкий/критический
Уровень приемлемости риска Нежелательный
Мероприятия по удержанию или снижению уровня риска Контроль за полнотой и достоверностью предоставляемых расчетов.
Мероприятия по минимизации последствий в случае реализации риска
    Предоставление обоснования расчетов, досудебные и судебные споры.
Реализовался ли риск в 2016 году Нет
Risk map trains image