Взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации
В 2016 году АО «ФПК» продолжило системное взаимодействие с федеральными и региональными органами власти, направленное на повышение качества и доступности железнодорожных перевозок пассажиров в дальнем следовании.
С учетом тенденции сокращения объема государственных субсидий, направляемых на дальние пассажирские перевозки (2015 – 24,7 млрд руб., 2016 – 18,9 млрд руб., в 2017 году эта сумма должна составить 9,7 млрд руб.), повышение эффективности за счет актуализации законодательства в сфере дальних пассажирских перевозок и оптимизации размеров движения на нерентабельных направлениях приобрело особое значение.
На федеральном уровне в 2016 году были приняты знаковые законодательные инициативы, направленные на повышение конкурентоспособности и привлекательности железнодорожных перевозок:
- с 1 января по 31 декабря 2016 г. включительно была установлена ставка НДС в размере 10 % на услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в дальнем следовании (Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 386-ФЗ «Об установлении коэффициента-дефлятора на 2016 год и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
- вступил в силу Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающий нулевую ставку НДС на перевозку пассажиров в дальнем следовании;
- Приказом ФАС России от 23 декабря 2016 г. № 1836/16 актуализирована существующая модель тарификации услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта в дальнем следовании, что создало дополнительные стимулы для развития скоростного железнодорожного сообщения.
Тем не менее, долгосрочный и прозрачный механизм поддержки перевозок на основе государственного заказа пока не создан. АО «ФПК» совместно с материнской компанией ОАО «РЖД» продолжает работу с причастными министерствами и ведомствами, а также Правительством Российской Федерации над проектом Федерального закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Концепцией долгосрочного государственного регулирования межрегиональных пассажирских перевозок.
Также в 2016 году Компания продолжила работу по подготовке проекта Федерального закона «О внесении изменений в статью 83 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», направленного на создание условий для снижения стоимости железнодорожных перевозок пассажиров в дальнем следовании по территории Российской Федерации. Законопроект вносит изменения, предоставляющие перевозчику право реализации невозвратных билетов – таких, по которым при отказе пассажира от поездки стоимость не возвращается. Законопроект был принят Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении в марте 2015 года.
На региональном уровне Компания взаимодействовала с руководством субъектов Российской Федерации по вопросам оптимизации маршрутной сети и назначения новых рентабельных маршрутов, в том числе туристических. Так, в 2016 году прошли рабочие встречи с губернаторами Нижегородской, Красноярской, Саратовской, Ростовской, Ярославской областей, главой Республики Коми, руководством Псковской области и Забайкальского края, курирующими транспортную сферу. Данная работа будет продолжена и в 2017 году.