Формирование тарифов

Регулируемый сегмент перевозок

Тарифы на перевозки пассажиров во внутригосударственном сообщении в составе дальних поездов устанавливаются для взрослых и детей (по тарифным составляющим):

  • в зависимости от категории поезда (скорый фирменный, скорый, пассажирский фирменный, пассажирский);
  • в зависимости от типа вагона (плацкартный, вагон с местами для сидения), дальности поездки пассажира;
  • в зависимости от сезонных коэффициентов графика гибкого регулирования тарифов и едины для всей сети железных дорог России.

До 2016 года

В соответствии с нормативной базой (Тарифное руководство, утвержденное приказом ФСТ России от 27 июля 2010 г. № 156-т/1) регулирование тарифов на перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах осуществлялось государством в лице ФСТ России.

Гибкость тарифов в регулируемом сегменте была представлена исключительно Графиком гибкого регулирования тарифов, который устанавливался ФСТ России на год вперед. С 2015 года АО «ФПК» была дана возможность проведения маркетинговых акций в сегменте плацкартных и общих вагонов в зависимости от расположения мест и глубины продажи проездных документов.

С 2016 года

В соответствии с п. 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2015 г. № 373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования» функции упраздняемой ФСТ России были переданы ФАС России.

В соответствии с приказом ФАС России от 10 декабря 2015 г. № 1227/15 (в ред. приказа ФАС России от 4 февраля 2016 г. № 103/16) АО «ФПК» в 2016 году продолжило практику проведения маркетинговых акций в сегменте плацкартных и общих вагонов в зависимости от расположения мест. Путем дифференциации стоимости проезда на различные категории мест плацкартных вагонов удалось сделать более доступными пассажирские перевозки для различных слоев населения. При этом увеличение стоимости проезда в данном сегменте АО «ФПК» не производилось: верхняя граница интервала изменения стоимости проезда в плацкартном сегменте ограничена тарифом, устанавливаемым Тарифным руководством, Графиком гибкого регулирования тарифов и коэффициентом фирменности.

Дерегулированный сегмент перевозок

АО «ФПК» вправе самостоятельно устанавливать тарифы на перевозки пассажиров в вагонах СВ и купейных вагонах1 .

В дерегулированном сегменте АО «ФПК» осуществляет транспортное обслуживание пассажиров в купейных вагонах, вагонах СВ и вагонах класса люкс, а также во всех вагонах скоростных поездов.

В дерегулированный сегмент входят также туристические и коммерческие перевозки.

В этом сегменте АО «ФПК» вправе устанавливать тарифы на перевозки пассажиров самостоятельно.

Для усиления своих позиций на рынке пассажирских перевозок Компания реализует различные маркетинговые акции, направленные на стимулирование потребительского спроса в дерегулированном сегменте перевозок и увеличение доходных поступлений Компании. Кроме того, гибкость реализуемого тарифного инструментария постоянно увеличивается: с марта 2013 года в АО «ФПК» происходит постепенное внедрение системы динамического ценообразования.

Формирование тарифов
1 В соответствии с п. 5 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. № 643 «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок».