Международное сотрудничество

Объемы перевозок Компании в международном сообщении в 2016 году снизились на 6,5 %.

В 2016 году АО «ФПК» осуществляло перевозку пассажиров в прямом и транзитном сообщениях по 40 международным маршрутам в 19 стран Европы и Азии: Германию, Францию, Польшу, Австрию, Словакию, Чехию, Венгрию, Сербию, Черногорию, Болгарию, Монако, Италию, Финляндию, Китай, Монголию, КНДР.

Объемы перевозок Компании в международном сообщении в отчетном году, несмотря на относительную стабилизацию российской макроэкономики, снизились на 6,5 %. Основной причиной снижения, как и в прошлом году, стали падение доходов населения и обесценивание национальной валюты по отношению к доллару, евро и швейцарскому франку.

В этих условиях Компания продолжила сокращение издержек и повышение качества предоставляемых услуг с учетом растущей конкуренции в сфере пассажирских перевозок как в рамках двустороннего сотрудничества, так и на профессиональных международных площадках (ОСЖД, МСЖД, СЖТ, ЦИТ).

Совместная работа, в ходе которой АО «ФПК» в инициативном порядке предлагало пути изменения Тарифной политики и принципов предоставления железнодорожной инфраструктуры для проследования международных поездов, а также пути повышения качества перевозок, позволила Компании сохранить позиции лидера железнодорожной отрасли в сфере пассажирских перевозок.

Международное сотрудничество
Совершенствование Политики тарифообразования и оптимизация международных железнодорожных сообщений

В 2016 году АО «ФПК» продолжило сотрудничество с железнодорожными администрациями и перевозчиками стран СНГ и Балтии по вопросам текущего тарифообразования, применения системы скидок и надбавок. Тарифная стратегия, реализованная в 2015 году, была продлена на 2016 год: были предусмотрены скидки и специальные тарифы на отдельные поезда, следующие в сообщении со странами СНГ и Балтии. Скидки предоставлялись в зависимости от срока продажи (Россия – Беларусь/Молдова/Литва/Латвия/Эстония/Казахстан/Узбекистан/Киргизия/Таджикистан), на боковые места в плацкартных вагонах (Россия – Беларусь/Молдова), при одновременном оформлении проездных документов «туда и обратно» (Россия – Беларусь), при одновременном выкупе всех мест в отдельном купе купейных вагонов и вагонов СВ (Россия – Латвия). Размер скидки варьировался от 10 до 58 % в зависимости от сообщения и применяемого тарифного плана.

При оформлении проездных документов в международные поезда, курсирующие по глобальным ценам (17/18 Москва – Ницца, 23/24 Москва – Париж, 21/22 Москва – Прага и следующие в его составе беспересадочные вагоны Москва – Вена, Москва – Хеб, Санкт-Петербург – Вена и Санкт-Петербург – Прага), применялась система скидок со стоимости проезда в вагонах всех категорий. Скидки предоставлялись на верхние места в зависимости от срока продажи, возраста (детям, молодежи, лицам старшего возраста), при продаже мини-группам численностью от двух человек, группам от шести пассажиров, молодоженам, а также в день рождения пассажира. Размер скидок варьировался от 20 до 50 %.

В отчетном периоде была продолжена оптимизация сети маршрутов международных пассажирских поездов.

В условиях падения объема перевозок дальнейшее курсирование беспересадочных вагонов в сообщении с Восточной Европой стало нецелесообразным, и в 2016 году железнодорожные сообщения Москва – Будапешт, Москва – София, Москва – Варна, Москва – Бургас, Москва – Бар, Москва – Хеб были отменены в графике 2016/2017 года.

Продвижение транспортных продуктов на международных рынках

17 декабря 2016 г. с Курского вокзала Москвы в первый рейс был отправлен новый скоростной международный поезд 13/14 «Стриж»/Strizh сообщением Москва – Берлин. Запуск поезда был приурочен к празднованию Дня высоких скоростей в России.

Уникальность поезда «Стриж» заключается в его технических особенностях, позволяющих автоматически переходить с колеи шириной 1 520 мм на колею 1 435 мм и обратно, увеличивать скорость курсирования до 20 % без модернизации железнодорожного полотна и снижать воздействие центробежной силы на пассажиров при прохождении поворотов малого радиуса.

Новый поезд создал более комфортные условия для путешествия всех пассажиров, в том числе с ограниченными возможностями: в нем предусмотрено бóльшее количество купе для маломобильных лиц.

При этом путь до Берлина сократился на 5 ч. и теперь составляет немногим более 20 ч.

Совершенствование международной нормативной правовой базы

В течение 2016 года представители АО «ФПК» приняли участие в ряде заседаний рабочих групп Комитета по внутреннему транспорту (КВТ) Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН), а также неофициальной рабочей группы под эгидой ОСЖД, посвященных разработке Конвенции об облегчении условий пересечения государственных границ при международной железнодорожной перевозке пассажиров, багажа, товаробагажа (далее – Конвенция).

В частности, в период с 22 по 24 ноября 2016 г. делегация АО «ФПК» приняла участие в юбилейной 70-й сессии Рабочей группы по железнодорожному транспорту КВТ ЕЭК ООН (SC.2), где в ходе Рабочей встречи «Международные железнодорожные пассажирские перевозки по маршруту «Восток – Запад» Компания представила доклад, а также приняла участие в обсуждении проекта Конвенции.

В докладе представители Компании осветили актуальное положение дел в международных пассажирских перевозках и существующие проблемы, предложили пути выхода из сложившейся ситуации. Участники Рабочей встречи поддержали инициативу российской стороны и приняли решение подготовить проект резолюции, который был предложен КВТ ЕЭК ООН для включения в итоговый документ его очередной сессии, запланированной на февраль 2017 года.

В ходе заседания Рабочей группы удалось добиться прогресса в одобрении всеми участниками необходимости создания новой Конвенции об облегчении пересечения границ пассажирами. Для завершения работы над проектом секретариатом Рабочих групп SC.2 и WP.30 была предложена «дорожная карта», предусматривающая подписание Конвенции на сессии КВТ ЕЭК ООН в 2018 году.

Совершенствование международной нормативной правовой базы
Расширение двустороннего сотрудничества

Важным направлением двустороннего сотрудничества для АО «ФПК» остается реализация железнодорожных проездных документов через систему «Евронет» в поездах SNCF и других европейских перевозчиков.

В декабре 2016 года между АО «ФПК» и Voyages-SNCF Benelux SPRL был заключен новый двусторонний договор на реализацию международных продуктов, в рамках которого продолжится продажа проездных документов на поезда европейских перевозчиков на бланках проездных документов «Евронет» в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. В марте 2017 года начнется продажа электронных билетов на европейские поезда через русифицированный агентский сайт в билетных кассах Московского, Северного, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Горьковского и Уральского железнодорожных агентств.

Начиная с 2012 года АО «ФПК» предпринимает усилия по интеграции Компании в транспортную систему Европейского союза. В частности, в 2016 году совместно с SNCF был реализован совместный проект по использованию российских вагонов в составах ночных поездов, курсирующих в сообщении Париж – Ницца.

Участниками проекта были отмечены высокий уровень заполняемости вагонов (в среднем около 69 %) и положительная реакция пассажиров на возможность путешествовать российскими вагонами высокого уровня комфорта во внутриевропейском сообщении. По итогам 2016 года зафиксирована положительная рентабельность проекта для АО «ФПК».

Учитывая результаты пилотного проекта, была создана российско-французская Рабочая группа, которая проработает целесообразность создания совместного предприятия для осуществления пассажирских перевозок на территории Европы в сегменте высвобождающегося рынка ночных поездов.

Целевой рынок для деятельности такого предприятия – перевозки пассажиров «через ночь» на маршрутах длительностью от 6 до 12 ч., в частности на маршрутах, не имеющих высокоскоростной альтернативы. В настоящее время данный сегмент пассажирских перевозок в Европе находится в условиях жесткой конкуренции с высокоскоростным железнодорожным сообщением и авиаперевозками, однако имеет неоспоримые преимущества перед ними: комфортабельность, удобство расписания, сообщение между центральными частями городов, являющихся начальным и конечным пунктами поездки (в отличие от воздушного транспорта), и, соответственно, имеет своего клиента.