Структура инвестиций

Объем Инвестиционной программы 2016 года составил 19,4 млрд руб.

В отчетном периоде 17,9 млрд руб., или 92,4 % инвестиций, были направлены на обновление и модернизацию пассажирского подвижного состава, в том числе:

  • 14,7 млрд руб. на приобретение 294 новых пассажирских вагонов, в том числе:
    • 115 плацкартных,
    • 31 купейных,
    • 2 вагона-ресторана,
    • 86 двухэтажных вагонов,
    • 60 вагонов Talgo;
  • 3,2 млрд руб. на модернизацию пассажирского подвижного состава.

Остальные инвестиции в размере 1,5 млрд руб., или 7,6 % от всей Программы, израсходованы на обновление деповского хозяйства, развитие информационных технологий и прочие проекты.

Новый подвижной состав приобретался для обновления парка и компенсации выбытия по истечении срока службы.

При формировании Программы приобретения вагонов установлен приоритет в закупке нового подвижного состава для обновления вагонов в фирменных поездах. Для реализации этой цели в 2016 году закуплено 148 вагонов на общую сумму 5,3 млрд руб., в том числе 115 плацкартных. Закупка данных вагонов позволила обновить 15 составов для следующих направлений:

  • Белгород – Москва;
  • Псков – Москва;
  • Саранск – Москва;
  • Вологда – Санкт-Петербург;
  • Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре;
  • Хабаровск – Благовещенск;
  • Тында – Благовещенск;
  • Новокузнецк – Санкт-Петербург.

Кроме того, для перспективных направлений, характеризующихся высоким спросом на пассажирские перевозки, было приобретено 86 двухэтажных вагонов на сумму 6,7 млрд руб., в том числе 17 двухэтажных вагонов (на 1,4 млрд руб.) для межрегионального сообщения:

  • Москва – Санкт-Петербург;
  • Санкт-Петербург – Адлер;
  • Москва – Воронеж.

Использование двухэтажного подвижного состава позволило повысить конкурентоспособность Компании за счет снижения тарифов для пассажиров.

Для направления Москва – Берлин в 2016 году было закуплено 60 вагонов подвижного состава Talgo на сумму 2,7 млрд руб. Задачами проекта стали:

  • обеспечение пассажиров комфортабельным сообщением на рассматриваемых направлениях с точки зрения сокращения времени в пути;
  • увеличение пассажиропотока на направлениях;
  • повышение рентабельности деятельности Компании;
  • качественное изменение имиджа и узнаваемости бренда холдинга «РЖД» на международном рынке.

В Инвестиционной программе 2016 года был реализован проект «Модернизация пассажирского подвижного состава» на сумму 3,2 млрд руб. Основная доля этих инвестиций – 2,8 млрд руб. – была направлена на проведение капитально-восстановительного ремонта (далее – КВР) с продлением срока службы 166 вагонов. При проведении КВР вагоны оснащаются УКВ и ЭЧТК, что позволяет сравнивать их по уровню комфорта с новыми вагонами. Стоимость КВР в 2,4–2,6 раза меньше стоимости приобретения нового вагона, что важно в условиях массового выбытия подвижного состава по сроку службы.

Кроме того, в рамках Инвестиционной программы были предусмотрены инвестиции на обновление деповского хозяйства, а также проекты по развитию информационных технологий.

На обновление деповского хозяйства было израсходовано 0,8 млрд руб.

Основные направления инвестирования в деповское хозяйство:

  • реконструкция производственных мощностей – 0,5 млрд руб.;
  • приобретение оборудования, необходимого для обеспечения бесперебойной работы депо – 0,2 млрд руб.;
  • обновление опасных производственных объектов и оснащение цехов охранно-пожарной сигнализацией – 0,1 млрд руб.
19,4 млрд руб. объем Инвестиционной программы на 2016 год

На развитие информационных технологий в АО «ФПК» в 2016 году было потрачено 0,3 млрд руб. (внедрение системы управления информационной безопасностью, поставка программно-аппаратных комплексов, сетевого оборудования и др.).

Общий объем инвестиций по прочим проектам составил 0,4 млрд руб. (реализация Комплексной программы обеспечения транспортной безопасности, проект по инновационной мобильности).

Источники финансирования Инвестиционной программы в 2016 году:

  • собственные средства (амортизация) – 13,7 млрд руб.;
  • заемные средства – 5,7 млрд руб.
Структура инвестиционной программы, млрд руб.
Показатели 2015 2016 +/–
Приобретение подвижного состава 12,6 14,7 2,1
Модернизация подвижного состава 3,9 3,2 – 0,7
Обновление деповского хозяйства 0,8 0,8
Развитие информационных технологий 0,4 0,3 – 0,1
Прочие проекты 0,1 0,4 0,3
Итого 17,8 19,4 1,6

Ключевым фактором, повлиявшим на отклонение размера капитальных вложений в сравнении с 2015 годом, стало приобретение бóльшего количества пассажирских вагонов в 2016 году (294 единицы), чем в аналогичном периоде 2015 года (185 единиц). Компания закупила на 109 пассажирских вагонов больше и израсходовала на 2,1 млрд руб. больше, чем в 2015 году.