Структура инвестиций
Объем Инвестиционной программы 2016 года составил 19,4 млрд руб.
В отчетном периоде 17,9 млрд руб., или 92,4 % инвестиций, были направлены на обновление и модернизацию пассажирского подвижного состава, в том числе:
- 14,7 млрд руб. на приобретение 294 новых пассажирских вагонов, в том числе:
- 115 плацкартных,
- 31 купейных,
- 2 вагона-ресторана,
- 86 двухэтажных вагонов,
- 60 вагонов Talgo;
- 3,2 млрд руб. на модернизацию пассажирского подвижного состава.
Остальные инвестиции в размере 1,5 млрд руб., или 7,6 % от всей Программы, израсходованы на обновление деповского хозяйства, развитие информационных технологий и прочие проекты.
Новый подвижной состав приобретался для обновления парка и компенсации выбытия по истечении срока службы.
При формировании Программы приобретения вагонов установлен приоритет в закупке нового подвижного состава для обновления вагонов в фирменных поездах. Для реализации этой цели в 2016 году закуплено 148 вагонов на общую сумму 5,3 млрд руб., в том числе 115 плацкартных. Закупка данных вагонов позволила обновить 15 составов для следующих направлений:
- Белгород – Москва;
- Псков – Москва;
- Саранск – Москва;
- Вологда – Санкт-Петербург;
- Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре;
- Хабаровск – Благовещенск;
- Тында – Благовещенск;
- Новокузнецк – Санкт-Петербург.
Кроме того, для перспективных направлений, характеризующихся высоким спросом на пассажирские перевозки, было приобретено 86 двухэтажных вагонов на сумму 6,7 млрд руб., в том числе 17 двухэтажных вагонов (на 1,4 млрд руб.) для межрегионального сообщения:
- Москва – Санкт-Петербург;
- Санкт-Петербург – Адлер;
- Москва – Воронеж.
Использование двухэтажного подвижного состава позволило повысить конкурентоспособность Компании за счет снижения тарифов для пассажиров.
Для направления Москва – Берлин в 2016 году было закуплено 60 вагонов подвижного состава Talgo на сумму 2,7 млрд руб. Задачами проекта стали:
- обеспечение пассажиров комфортабельным сообщением на рассматриваемых направлениях с точки зрения сокращения времени в пути;
- увеличение пассажиропотока на направлениях;
- повышение рентабельности деятельности Компании;
- качественное изменение имиджа и узнаваемости бренда холдинга «РЖД» на международном рынке.
В Инвестиционной программе 2016 года был реализован проект «Модернизация пассажирского подвижного состава» на сумму 3,2 млрд руб. Основная доля этих инвестиций – 2,8 млрд руб. – была направлена на проведение капитально-восстановительного ремонта (далее – КВР) с продлением срока службы 166 вагонов. При проведении КВР вагоны оснащаются УКВ и ЭЧТК, что позволяет сравнивать их по уровню комфорта с новыми вагонами. Стоимость КВР в 2,4–2,6 раза меньше стоимости приобретения нового вагона, что важно в условиях массового выбытия подвижного состава по сроку службы.
Кроме того, в рамках Инвестиционной программы были предусмотрены инвестиции на обновление деповского хозяйства, а также проекты по развитию информационных технологий.
На обновление деповского хозяйства было израсходовано 0,8 млрд руб.
Основные направления инвестирования в деповское хозяйство:
- реконструкция производственных мощностей – 0,5 млрд руб.;
- приобретение оборудования, необходимого для обеспечения бесперебойной работы депо – 0,2 млрд руб.;
- обновление опасных производственных объектов и оснащение цехов охранно-пожарной сигнализацией – 0,1 млрд руб.
На развитие информационных технологий в АО «ФПК» в 2016 году было потрачено 0,3 млрд руб. (внедрение системы управления информационной безопасностью, поставка программно-аппаратных комплексов, сетевого оборудования и др.).
Общий объем инвестиций по прочим проектам составил 0,4 млрд руб. (реализация Комплексной программы обеспечения транспортной безопасности, проект по инновационной мобильности).
Источники финансирования Инвестиционной программы в 2016 году:
- собственные средства (амортизация) – 13,7 млрд руб.;
- заемные средства – 5,7 млрд руб.
Показатели | 2015 | 2016 | +/– |
---|---|---|---|
Приобретение подвижного состава | 12,6 | 14,7 | 2,1 |
Модернизация подвижного состава | 3,9 | 3,2 | |
Обновление деповского хозяйства | 0,8 | 0,8 | – |
Развитие информационных технологий | 0,4 | 0,3 | – 0,1 |
Прочие проекты | 0,1 | 0,4 | 0,3 |
Итого | 17,8 | 19,4 | 1,6 |
Ключевым фактором, повлиявшим на отклонение размера капитальных вложений в сравнении с 2015 годом, стало приобретение бóльшего количества пассажирских вагонов в 2016 году (294 единицы), чем в аналогичном периоде 2015 года (185 единиц). Компания закупила на 109 пассажирских вагонов больше и израсходовала на 2,1 млрд руб. больше, чем в 2015 году.