Персонал
АО «ФПК» рассматривает персонал в качестве своего главного актива и ценностного ресурса. Привлечение и закрепление персонала необходимой квалификации, его непрерывное развитие и социальная поддержка являются главными приоритетами Кадровой политики. Для этого приняты и выполняются Программы по мотивации и социальной поддержке сотрудников и их семей, а также пенсионеров Компании.
Структура персонала
Численность персонала Компании составляет 65,9 тыс. человек.
Основная часть – 40,6 тыс. человек, или 62 % сотрудников, – заняты непосредственно обслуживанием пассажиров. В результате проведенных организационно-штатных мероприятий и увеличения географии использования нового подвижного состава (в том числе двухэтажных пассажирских вагонов и скоростных поездов «Стриж») списочная численность сотрудников снизилась на 2,6 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Сотрудники по видам деятельности | на 31 декабря 2015 г. | на 31 декабря 2016 г. |
---|---|---|
Персонал в сфере обслуживания пассажиров в поездах | 37 005 | 35 806 |
Персонал в сфере продажи билетов | 4 767 | 4 754 |
Персонал в сфере технического обслуживания и ремонта подвижного состава | 6 377 | 6 375 |
Прочий персонал | 19 528 | 18 993 |
Итого | 67 677 | 65 928 |
Компания сохраняет баланс между молодыми и более опытными сотрудниками. Средний возраст сотрудников АО «ФПК» составляет 40 лет. Молодежь в возрасте до 35 лет составляет 33 %. Большинство сотрудников (65 %) – женщины.
В 2016 году большое внимание уделялось укреплению и сохранению кадрового потенциала Компании. Показатель текучести кадров за 2016 год по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 0,3 п. п. и составил 8,1 % (в 2015 году – 8,4 %).
Подбор сотрудников
Для повышения качества принимаемых управленческих решений при подборе персонала и его дальнейшем развитии проводится оценка уровня развития корпоративных компетенций. В течение года оценку прошли около 28 тыс. человек, 80 % из которых – фронтлайн-персонал.
Руководители и специалисты проходят оценку в соответствии с моделью корпоративных компетенций «5К + Л».
Профиль корпоративных компетенций руководителей/специалистов («5К + Л») | |
---|---|
Компетентность | Способность к развитию. Развитие сотрудников |
Клиентоориентированность | Формирование системы работы с клиентами |
Корпоративность и ответственность | Обеспечение командной работы. Нацеленность на результат |
Качество и безопасность | Обеспечение безопасности |
Креативность и инновационность | Формирование инновационной среды |
Лидерство | Лидерство как стиль руководства |
Для фронтлайн-персонала с учетом особенностей их профессиональной деятельности данная модель корпоративных компетенций адаптирована в «4К + Л».
Профиль корпоративных компетенций фронтлайн-персонала («4К + Л») | ||
---|---|---|
Кассир билетный | «4К + Л» | Проводник пассажирского вагона |
Способность к развитию (интеллект) | Компетентность | Способность к развитию (интеллект) |
Ориентация на интересы клиентов | Клиентоориентированность | Ориентация на интересы клиентов |
Нацеленность на результат | Корпоративность и ответственность | Работа в команде |
Работа с высоким качеством | Качество и безопасность | Работа с высоким качеством |
Способность к лидерству | Лидерство | Способность к лидерству |
В отчетном году Компания активно сотрудничала с Государственным казенным учреждением «Центр занятости молодежи города Москвы» и Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы, принимала участие в ярмарках вакансий, в которых приняли участие более 10 тыс. студентов и молодых специалистов Москвы и Московской области.
Обучение и развитие сотрудников
В АО «ФПК» организована эффективная система обучения и повышения квалификации сотрудников.
В 2016 году обучение прошли 18,8 тыс. сотрудников, или 28,5 % от численности всего персонала АО «ФПК».
Показатели | 2014 | 2015 | 2016 |
---|---|---|---|
Численность АО «ФПК», человек | | 67 677 | 65 928 |
Общее количество обученных, человек | 22 731 | 21 787 | 18 853 |
Доля прошедших обучение в Корпоративном кадровом учебно-методическом центре АО «ФПК», % | 37,0 | 41,4 | 48 |
Бюджет, млн руб. | 113,6 | 97,5 | 86,9 |
В 2016 году более 2,6 тыс. человек прошли подготовку по рабочим профессиям и должностям служащих, повысили квалификацию около 14 тыс. человек.
14 тыс. человек повысили квалификацию в 2016 годуОбучение персонала проводилось по следующим направлениям:
- организация продажи проездных документов с использованием программно-аппаратного комплекса «Рабочее место кассира»;
- обслуживание и эксплуатация скоростного поезда «Стриж» производства Patentes Talgo S.L. в международном сообщении Москва – Берлин – Москва;
- эксплуатация, техническое обслуживание и диагностика неисправностей систем узлов двухэтажных пассажирских вагонов;
- порядок ввода информации в автоматизированную систему управления эксплуатацией и ремонтом парка пассажирских вагонов;
- эксплуатация и ремонт воздухораспределителей;
- маркетинг как инструмент развития пассажирских перевозок;
- организация производственного инструктажа методом TWI (Training within Industry – обучение на производстве);
- Кодекс деловой этики как элемент корпоративной культуры;
- формирование культуры безопасности в пассажирском комплексе.
В Компании ведется постоянная актуализация уже существующих программ обучения и разработка новых учебных программ: в 2016 году вновь разработаны около 20 % от действующих программ обучения, развивается материально-техническая база Корпоративного кадрового учебно-методического центра АО «ФПК» (далее – Центр).
Материально-техническая и методическая база Центра позволяет:
- отрабатывать навыки клиентоориентированного сервиса и эффективного взаимодействия с клиентами;
- совершенствовать знания корпоративных стандартов сервисного обслуживания.
В Центре созданы имидж-лаборатория и студия визажа для проведения практических занятий с сотрудниками поездных бригад по формированию моделей клиентоориентированного поведения, повышения качества обслуживания пассажиров.
В имидж-лаборатории предусмотрена имитация пассажирского вагона с местами для сидения, багажной стойкой и полками для ручной клади, что позволяет сотрудникам поездной бригады развивать навыки обслуживания пассажиров в ситуациях различной сложности, в том числе предоставления услуги питания. Для этого на занятиях используются мобильные тележки стандарта ATLAS, широко применяемые в авиации.
Сотрудники обучаются основам сервисного поведения, делового этикета, навыкам позитивного общения и вопросам обслуживания маломобильных пассажиров.
Для достижения стратегических целей Компании и повышения эффективности бизнеса 2,8 тыс. руководителей и специалистов прошли обучение по программам дополнительного профессионального образования. В 2016 году расходы на подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала составили 86,9 млн руб.
Организация целевой подготовки молодых кадров
Для организации притока молодых кадров АО «ФПК» сотрудничает с девятью профильными университетскими комплексами железнодорожного транспорта. 523 студента обучаются по целевым программам высшего и среднего профессионального образования.
Для студентов целевого обучения дневных отделений проведены публичные лекции и дни специализации, на которых они могли ознакомиться с производственной деятельностью и задачами Компании.
По программе бакалавриата направления «менеджмент» с использованием дистанционных технологий обучаются 54 сотрудника поездных бригад.
Развитие студенческих отрядов проводников
Для обеспечения персоналом в период летних пассажирских перевозок Компания ежегодно, начиная с 2010 года, привлекает студентов для работы проводниками пассажирских вагонов. Летом 2016 года около 8,8 тыс. студентов и учащихся из более 300 образовательных учреждений других отраслей и ведомств были трудоустроены в филиалы Компании. Третий год подряд АО «ФПК» привлекает студентов в период зимних каникулярных перевозок.
В 2016 году расходы Компании по Договорам оказания услуг по формированию студенческих отрядов проводников составили 60,5 млн руб.
Система оплаты труда и мотивации сотрудников
Повышение конкурентоспособности заработной платы осуществляется через совершенствование механизма мотивации с учетом роста эффективности Компании.
Система мотивации сотрудников Компании направлена на материальную заинтересованность персонала в повышении качества обслуживания пассажиров, комфорта поездки, в том числе при обслуживании подвижного состава нового поколения, а также при владении иностранным языком.
Дополнительное премирование осуществляется за обеспечение безопасности движения поездов, качества ремонта и обслуживания вагонов, которое позволяет достичь положительного эффекта в части снижения количества событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, отказов технических средств и количества случаев внепланового ремонта вагонов.
Для повышения качества и эффективности обслуживания клиентов и повышения доходов по прочим видам деятельности производится дополнительное премирование за реализацию продукции и предоставление услуг пассажирам. По итогам 2016 года такие выплаты в среднем на одного сотрудника выросли в 1,2 раза.