Стратегические проекты

Компания выделяет пять стратегических проектов.

Стратегические проекты

Цели проектов

Проект «Доступность»

Изменение принципов тарификации услуг инфраструктуры:

  • установление понижающего коэффициента к действующим тарифам при осуществлении перевозок скоростными поездами с маршрутной скоростью от 91 до 140 км/ч;
  • установление предельно максимальных тарифов
Проект «Сеть»
  • Формирование продуктового портфеля Компании
  • Оптимизация маршрутов курсирования и расписания движения поездов
  • Повышение потребительских качеств транспортных услуг
Проект «Парк»
  • Повышение эффективности управления парком
  • Снижение доли непроизводительного времени использования вагона
  • Разработка и внедрение автоматизированной системы централизованного управления вагонным парком
Проект «Ремонт»
  • Снижение затрат на ремонт вагонов и времени простоя вагонов в ремонте
  • Повышение производительности труда и качества ремонта вагонов
  • Снижение количества отказов (в том числе за счет внедрения технологий бережливого производства)
Проект «Бригада»
  • Повышение клиентоориентированности и качества обслуживания пассажиров
  • Увеличение производительности работы поездных бригад за счет внедрения новых технологий
Проект «Доступность»

Проект «Доступность»

Целью проекта «Доступность» является увеличение объемов перевозок АО «ФПК» во внутригосударственном сообщении за счет снижения себестоимости перевозок до экономически целесообразного уровня и, как следствие, тарифов для пассажиров.

Проект «Доступность» предполагает изменение принципов тарификации услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при перевозках пассажиров в поездах дальнего следования:

  • установление понижающего коэффициента к действующим тарифам на оказание услуг по использованию инфраструктуры при осуществлении перевозок скоростными поездами с маршрутной скоростью от 91 до 140 км/ч при возможном одновременном повышении тарифа на услуги инфраструктуры в отношении скорых поездов в целях поддержания доходов ОАО «РЖД»;
  • установление предельно максимальных тарифов1 на оказание услуг по использованию инфраструктуры для поездов дальнего следования.
Изменение действующих тарифов позволит Компании: ежегодно экономить 3,2 млрд руб. увеличить доходные поступления на 22,1  % увеличить количество отправляемых пассажиров на 24,6  %

По итогам 2016 года цели I этапа проекта достигнуты. Так, ФАС России приняло решение о внесении изменений в Тарифное руководство № 156-т/1 (приказ от 23 декабря 2016 г. № 1836/16) об изменении действующих тарифных схем на услуги инфраструктуры, что позволит Компании ежегодно экономить 3,2 млрд руб., повысить количество отправляемых пассажиров по дневным поездам на 24,6 % в год, увеличить доходные поступления на 22,1 %, сократить потребность в субсидиях на 1 млрд руб. (так как скоростные поезда относятся к дерегулированному сегменту).

В 2017 году продолжится разработка механизма установления предельного тарифа для поездов дальнего следования.

Целью работы является предоставление владельцу инфраструктуры права устанавливать перевозчику скидку с тарифа на услуги инфраструктуры при организации пассажирских перевозок. Скидка устанавливается при условии увеличения объемов перевозок за счет увеличения размеров движения поездов на конкретном маршруте в конкретный период времени (год, квартал).

1 Предельно максимальный тариф на услуги инфраструктуры означает, что поставщик услуг инфраструктуры (ОАО «РЖД») наделяется правом снижать (от размера тарифа, установленного ФАС России) инфраструктурный тариф на отдельные маршруты для пассажирских поездов без согласования с ФАС России. Это сделано для того, чтобы увеличить заполнение графика поездами за счет продажи билетов по более низким ценам.
Проект «Сеть»

Проект «Сеть»

Целью проекта «Сеть» является формирование целевого спроса и его эффективное удовлетворение за счет оптимизации маршрутов курсирования и расписания движения поездов, продуктового портфеля2 Компании, повышения потребительских качеств транспортных услуг.

В 2016 году было продолжено развитие Программы «Дневной экспресс»3. За 2016 год этими поездами было перевезено свыше 10,2 млн пассажиров (+20,6 % к уровню 2015 года).

Компания продолжает развивать мультимодальные перевозки, включающие железнодорожное и автобусное сообщение. Для привлечения дополнительного пассажиропотока и улучшения качества обслуживания реализовано восемь мультимодальных маршрутов с использованием автотранспорта. В 2016 году более 75 тыс. пассажиров воспользовались мультимодальными перевозками АО «ФПК», что выше уровня 2015 года в 1,5 раза.

В целях повышения скорости движения поездов разработана Программа повышения маршрутных скоростей движения пассажирских поездов дальнего следования4. Программа рассчитана на период с 2017 по 2022 год и будет реализована в три этапа:

  • I этап – 2017–2018 годы;
  • II этап – 2019–2020 годы;
  • III этап – 2021–2022 годы.

В рамках I этапа будут ускорены 11 пар поездов на восьми маршрутах: Санкт-Петербург – Белгород, Москва – Воронеж, Краснодар – Адлер, Санкт-Петербург – Петрозаводск, Москва – Белгород, Москва – Саранск, Москва – Брянск, Москва – Смоленск.

Другим важным направлением расширения продуктового предложения Компании станет развитие перевозок в двухэтажных поездах, доказавших свою экономическую эффективность.

Двухэтажные поезда курсируют по шести маршрутам и пользуются все большей популярностью у пассажиров. За 2016 год в двухэтажных вагонах было перевезено 2,8 млн пассажиров, что в два раза больше, чем в предыдущем. Утвержденная Комплексная долгосрочная программа организации движения пассажирских вагонов на сети железных дорог ОАО «РЖД»5 нацелена на повышение экономической эффективности эксплуатации пассажирского подвижного состава дальнего следования в условиях дефицита пропускных способностей инфраструктуры и снижения объема государственных субсидий.

Запуск Программы позволит за период 2017–2020 годов организовать более 20 маршрутов курсирования двухэтажного подвижного состава в скоростном режиме пропуска по ценам ниже, чем в одноэтажных купейных вагонах, и увеличить объемы перевозок на 2,6 млн человек.

Важную роль для успешной реализации Программы сыграет принятое решение государства о снижении ставки НДС на перевозки в дальнем следовании до нуля, что позволит АО «ФПК» направить дополнительные средства на приобретение новых пассажирских вагонов для развития маршрутной сети АО «ФПК».

2 Под продуктом в контексте проекта «Сеть» понимается набор потребительских характеристик, предоставляемых Компанией клиентам на коммерческой основе. В основе продукта лежат материальные составляющие (вагон, маршрут, поезд, набор питания, сервисы и т. п.), но главное – это ценностная составляющая для потребителя и однородность его восприятия каждого из продуктов. Например, условный продукт «Люкс Single», который будет продаваться на разные маршруты: под него могут ставиться одно- или двухэтажные вагоны, но при этом пассажир получает гарантию того, что он будет ехать в вагоне с биотуалетом, один в купе, с бесплатным доступом к Wi-Fi, кондиционером, горячим питанием, набором свежей прессы, тапочками, со средней скоростью не менее 90 км/ч. Продуктовый портфель – это совокупность продуктов Компании.
3 Организация движения дневных поездов с высокими маршрутными скоростями на тех маршрутах, где без снижения стоимости инфраструктуры запускать поезда невыгодно. Без внедрения механизма предельного тарифа ОАО «РЖД» не имеет права снижать тариф, поскольку он установлен ФАС России.
4 Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» № 2028р от 30 сентября 2016 г.
5 Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» № 2822р от 30 декабря 2016 г.
Проект «Парк»

Проект «Парк»

Целью проекта «Парк» является повышение эффективности использования парка подвижного состава за счет сокращения доли непроизводительного времени использования вагонов. Реализация проекта «Парк» позволит снизить потребность в закупке дополнительных вагонов.

Основные мероприятия проекта «Парк»:

  • увязка поездов в общий оборот, предусматривающая использование одного состава поезда на нескольких маршрутах и оптимизацию схем составов;
  • стандартизация и унификация вагонов в рамках кластеров. Наличие относительно однородных по техническим и потребительским характеристикам вагонов, локализованных в границах кластера, позволит снизить запасы запасных частей, усовершенствовать логистику их поставок, повысить однородность продуктовой линейки;
  • разработка целевых процессов управления вагонным парком, направленных на оптимизацию эксплуатации парка при обеспечении требуемого объема перевозок.
1,5 млрд руб. экономический эффект проекта «Парк» за 2016 год

Реализация мероприятий проекта в 2016 году позволила повысить производительность вагона на 15 %Производительность вагона измеряется в пасс.-км/ваг.. Общий экономический эффект проекта за 2016 год составил 1,5 млрд руб.

Проект «Парк»
Проект «Ремонт»

Проект «Ремонт»

Проект «Ремонт» направлен на снижение затрат на техническое обслуживание и ремонт вагонов за счет:

  • сокращения времени простоя вагонов в ремонте;
  • повышения производительности труда ремонтного персонала;
  • повышения качества ремонта вагонов, в том числе за счет внедрения технологий бережливого производства;
  • изменения периодичности технического обслуживания и ремонта пассажирских вагонов локомотивной тяги.

В 2016 году в рамках проекта:

  • разработана концепция нового порядка технического обслуживания и ремонта пассажирских вагонов, предусматривающая переход от системы ремонта «По пробегу и сроку» к системе ремонта «Только по пробегу». Работы по реализации данной концепции позволили достичь соглашения с ОАО «ТВЗ» по изменению конструкторской документации на вагоны производства ОАО «ТВЗ»;
  • проведены анализ, описание и моделирование бизнес-процессов технического обслуживания и ремонта на пилотном полигоне четырех вагонных депо: Самара, Воронеж, Киров и Котлас. В результате были выявлены ключевые зоны для повышения эффективности технического обслуживания и ремонта вагонов.
10  % планируемое сокращение затрат на техническое обслуживание и ремонт в 2017 году

В 2017 году планируется:

  • внедрение нового порядка технического обслуживания и ремонта пассажирских вагонов – система ремонта «Только по пробегу»;
  • разработка Программы организационно-технических мероприятий по оптимизации издержек на техническое обслуживание и ремонт пассажирских вагонов АО «ФПК». По предварительным оценкам, реализация мероприятий данной Программы на пилотном полигоне в 2017 году позволит сократить затраты на техническое обслуживание и ремонт на 10 %.

По результатам оценки эффективности реализации проекта на пилотном полигоне будет принято решение о масштабировании проекта на всю сеть АО «ФПК».

Проект «Бригада»

Проект «Бригада»

Проект «Бригада» направлен на повышение клиентоориентированности поездных бригад и качества обслуживания пассажиров, увеличение производительности труда и заработной платы проводников за счет внедрения новых технологий.

В рамках внедрения принципиально новой идеологии «Проводник для пассажира, а не для вагона» в 2016 году в два этапа был реализован пилотный проект по внедрению прогрессивных норм обслуживания поездов АО «ФПК» с вводом в состав поездных бригад мойщиков-уборщиков и исключением из функций проводников несвойственных им при обслуживании пассажиров обязанностей по мойке, уборке и выносу мусора в пути следования поезда. Пилотный проект реализован на полигоне 13 филиалов АО «ФПК». В эксперименте приняло участие 13 поездов, совершивших более 70 рейсов.

По итогам тестовых поездок было принято решение о целесообразности дальнейшей реализации проекта и поэтапном переводе 53 составов 20 поездов АО «ФПК» на новую технологию обслуживания с апреля по сентябрь начиная с 2017 года.

Компания осознает, что общая удовлетворенность сотрудников влияет на положительный финансовый результат через их отношение к коллегам и клиентам.

Проект «Бригада»