Проект «Сеть»
Целью проекта «Сеть» является формирование целевого спроса и его эффективное удовлетворение за счет оптимизации маршрутов курсирования и расписания движения поездов, продуктового портфеля2 Компании, повышения потребительских качеств транспортных услуг.
В 2016 году было продолжено развитие Программы «Дневной экспресс»3. За 2016 год этими поездами было перевезено свыше 10,2 млн пассажиров (+20,6 % к уровню 2015 года).
Компания продолжает развивать мультимодальные перевозки, включающие железнодорожное и автобусное сообщение. Для привлечения дополнительного пассажиропотока и улучшения качества обслуживания реализовано восемь мультимодальных маршрутов с использованием автотранспорта. В 2016 году более 75 тыс. пассажиров воспользовались мультимодальными перевозками АО «ФПК», что выше уровня 2015 года в 1,5 раза.
В целях повышения скорости движения поездов разработана Программа повышения маршрутных скоростей движения пассажирских поездов дальнего следования4. Программа рассчитана на период с 2017 по 2022 год и будет реализована в три этапа:
- I этап – 2017–2018 годы;
- II этап – 2019–2020 годы;
- III этап – 2021–2022 годы.
В рамках I этапа будут ускорены 11 пар поездов на восьми маршрутах: Санкт-Петербург – Белгород, Москва – Воронеж, Краснодар – Адлер, Санкт-Петербург – Петрозаводск, Москва – Белгород, Москва – Саранск, Москва – Брянск, Москва – Смоленск.
Другим важным направлением расширения продуктового предложения Компании станет развитие перевозок в двухэтажных поездах, доказавших свою экономическую эффективность.
Двухэтажные поезда курсируют по шести маршрутам и пользуются все большей популярностью у пассажиров. За 2016 год в двухэтажных вагонах было перевезено 2,8 млн пассажиров, что в два раза больше, чем в предыдущем. Утвержденная Комплексная долгосрочная программа организации движения пассажирских вагонов на сети железных дорог ОАО «РЖД»5 нацелена на повышение экономической эффективности эксплуатации пассажирского подвижного состава дальнего следования в условиях дефицита пропускных способностей инфраструктуры и снижения объема государственных субсидий.
Запуск Программы позволит за период 2017–2020 годов организовать более 20 маршрутов курсирования двухэтажного подвижного состава в скоростном режиме пропуска по ценам ниже, чем в одноэтажных купейных вагонах, и увеличить объемы перевозок на 2,6 млн человек.
Важную роль для успешной реализации Программы сыграет принятое решение государства о снижении ставки НДС на перевозки в дальнем следовании до нуля, что позволит АО «ФПК» направить дополнительные средства на приобретение новых пассажирских вагонов для развития маршрутной сети АО «ФПК».
2 Под продуктом в контексте проекта «Сеть» понимается набор потребительских характеристик, предоставляемых Компанией клиентам на коммерческой основе. В основе продукта лежат материальные составляющие (вагон, маршрут, поезд, набор питания, сервисы и т. п.), но главное – это ценностная составляющая для потребителя и однородность его восприятия каждого из продуктов. Например, условный продукт «Люкс Single», который будет продаваться на разные маршруты: под него могут ставиться одно- или двухэтажные вагоны, но при этом пассажир получает гарантию того, что он будет ехать в вагоне с биотуалетом, один в купе, с бесплатным доступом к Wi-Fi, кондиционером, горячим питанием, набором свежей прессы, тапочками, со средней скоростью не менее 90 км/ч. Продуктовый портфель – это совокупность продуктов Компании.
3 Организация движения дневных поездов с высокими маршрутными скоростями на тех маршрутах, где без снижения стоимости инфраструктуры запускать поезда невыгодно. Без внедрения механизма предельного тарифа ОАО «РЖД» не имеет права снижать тариф, поскольку он установлен ФАС России.
4 Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» № 2028р от 30 сентября 2016 г.
5 Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» № 2822р от 30 декабря 2016 г.